Запорно-регулирующая арматура радиаторов

Запорная арматура радиаторов

Запорная и регулирующая арматура – обязательный элемент, обеспечивающий эффективную работу радиаторов водяного отопления. Материал статьи дает подробный обзор применяемых изделий.

Назначение арматуры радиатора

Арматура, устанавливаемая на радиаторы отопления, выполняет следующие функции:

  1. Отключение;
  2. Регулирование;
  3. Освобождение прибора от воздуха;
  4. Балансировка системы и ее отдельных элементов.

Первая функция – отключение – необходима для отсечения радиатора от действующих трубопроводов. Она необходима для снятия устройства при его выходе из строя, для промывки, изменения количества секций, устранения утечек.

Регулирование расхода теплоносителя производится количественным методом. Изменение объемного расхода позволяет управлять производительностью радиатора – снижать или повышать тепловую мощность, температуру.

Немаловажная операция – освобождение радиатора от накопившегося воздуха. Воздушные пробки и мешки значительно снижают качество работы устройства.

Балансировка производится применительно к каждому отдельному радиатору через призму влияния этой операции на работу всей системы. Непосредственно на радиатор балансировочные вентили ставят редко, но они – часто встречающийся элемент на отдельных ветках системы отопления.

Виды арматуры для радиаторов

Существуют различные виды запорной и регулирующей арматуры для радиаторов. Основными среди них можно назвать следующие:

  1. Шаровые краны;
  2. Ручные регулирующие вентили;
  3. Терморегулирующие вентили;
  4. Узлы подключения;
  5. Автоматические воздухоотводчики и краны Маевского;
  6. Изделия с сервоприводами и выносным датчиком температуры.

Шаровые краны

Наиболее популярным видом запорных устройств являются шаровые краны. Они являются полнопроходными, внутри корпуса находится шар из нержавеющей стали с отверстием. Его окружает уплотнительная оболочка из фторопласта или тефлона.

Шаровые краны

К шару прикреплен шток, на который одевается ручка – рычаг или «бабочка». Устройство является очень надежным, герметично отключает радиатор от коммуникаций. Регулирование шаровым краном можно производить, но оно имеет малую точность.

Устройство шарового крана

Шаровые краны производятся из латуни, силумина (алюминиево-кремниевый сплав), бронзы, полипропилена – под пайку с трубами из этого же материала. Наиболее надежными являются латунные изделия. Силумин излишне мягок, бронза стоит дорого, полипропилен имеет ограничение по температуре в 90 – 950С.

Производятся краны в различных исполнениях. Они бывают прямые и угловые. По способу присоединения и резьбе различают следующие типы изделий:

  1. Кран со сгоном американка и внутренней резьбой;
  2. Кран с внутренней и наружной резьбой (гайка – штуцер);
  3. Изделие с внутренними резьбами (гайка – гайка);
  4. Кран с наружными резьбами (штуцер – штуцер).

Существуют трехходовые шаровые краны – они применяются в однотрубных системах обвязки радиаторов (с байпасом). Встречаются и применяются редко.

Для продолжительной службы шаровых кранов необходимо несколько раз в сезон производить операцию закрытия-открытия. Это препятствует образованию отложений между шаром и фторопластовой оболочкой. При образовании отложений шар может заклинить.

Ручные регулирующие вентили

Ручные вентили производятся из латуни, бронзовосодержащих сплавов, нержавеющей и обычной стали (реже). В основе их устройства лежит клапан с накладкой, приводимый в движение вращающимся через маховик штоком. Клапан уменьшает проходное сечение вентиля и в итоге закрывает проход, опускаясь на «седло».

Ручные регулирующие вентили

Накладки, уплотняющие примыкание клапана к седлу, выполняются из термостойких материалов – фторопласта, паронита, резины и так далее. По видам исполнения резьбы вентили идентичны с шаровыми кранами.

Изделия выпускаются в прямой и угловой конфигурации – это создает удобство для присоединения трубопроводов системы отопления, прокладываемых различными способами.

Подвидом классических ручных вентилей являются конусные устройства. Вместо клапана с накладкой исполнительным элементом является конус, перемещаемый с помощью штока и меняющий проходное сечение корпуса.

Следует знать, что вентили не являются полнопроходными и имеют несколько меньшее сечение для прохода теплоносителя. Устанавливать их нужно с соблюдением направления движения – на корпусе изделий нанесены соответствующие стрелки.

Терморегулирующие вентили

Терморегулирующие вентили являются усовершенствованной моделью ручного устройства. На вентили этого типа устанавливаются термоголовки. Движение клапана здесь реализуется за счет теплофизических свойств жидкости или газа, заполняющих особый сосуд в термоголовке.

Терморегулирующий вентиль

Вещество при нагреве воздухом помещения расширяется и давит на клапан. Клапан прикрывает проходное сечение устройство. При охлаждении процесс происходит в обратном порядке – вещество сужается, давление на клапан снижается, он поднимается и открывает проход теплоносителю. Температура задается с помощью маховика с градуировкой или на цифровом дисплее.

Другой тип терморегуляторов – вентили с сервоприводом и выносным датчиком температуры. Сервопривод увеличивает или уменьшает проход по заданию с выносного датчика, регулируя массовый расход теплоносителя.

К установке терморегулирующих вентилей имеются следующие требования:

  1. Термоголовка или датчик нужно располагать в отсутствии вблизи горячих предметов, ламп и так далее;
  2. Отсутствие прямых солнечных лучей;
  3. Устройства не должны быть отсечены от помещения занавесками, шторами и так далее.

При несоблюдении этих условий работа терморегулирующих элементов будет носить несколько некорректный характер.

Узлы подключения радиаторов отопления

Узлы подключения состоят из совмещенных в одном корпусе двух вентилей или кранов (как ручных, так и с возможностью установки термоголовки). Узлы различаются по способу подключения на два вида:

  1. Нижнее;
  2. Боковое.

Узлы нижнего подключения подключаются снизу радиаторов к специальным резьбам с помощью накидных гаек.

Uzel-nizhnego-podklyucheniya

При наличии внутренней резьбы они подключаются с помощью сгонов-американок. Узлы производятся в прямом и угловом исполнении.

Устройства бокового подключения подразделяют на три типа:

  1. Узлы со вставкой;
  2. Узлы нижнего бокового подключения;
  3. Устройства с зондами.

Узел со вставкой является раздельным и подключается к верхнему и нижнему боковым отверстиям радиатора. Между ними устанавливается трубчатая вставка.

Узел бокового подключения радиатора

Комплекс нижнего бокового отверстия подсоединяется в нижней боковой части прибора. Их разновидностью являются узлы с зондом (трубкой). Зонд вводится внутрь радиатора для более качественного распределения теплоносителя. Зонды изготавливаются из оцинкованной стали. При использовании в системах центрального отопления с некачественным теплоносителем они сильно подвержены коррозии.

Воздухоотводчики

Устройства для отведения воздуха следует устанавливать на радиаторы обязательно. Существует два основных вида этих изделий:

  1. Ручной клапан (кран Маевского);
  2. Автоматический воздухоотводчик.

Кран Маевского – клапан игольчатого типа. Отверстие прикрывается резьбовой пробкой с отверстием.

Кран Маевского

Пробка выкручивается отверткой. Игольчатый канал часто забивается грязью, но его легко прочистить иголкой. Устройство является весьма надежным из-за простоты устройства.

Автоматический воздухоотводчик

Принцип работы автоматического воздухоотводчика реализуется с помощью поплавка, находящегося в латунном корпусе. При попадании воздуха в корпус поплавок приоткрывает сбросное отверстие. Надежность устройств этого типа оставляет желать лучшего. Продолжительность нормальной работы составляет обычно срок не более года. К тому же стоимость их значительно выше цены ручного клапана.

Выбор арматуры для радиаторов

При выборе типа устройств для подключения радиаторов нужно руководствоваться следующими аспектами:

  1. Вид системы отопления;
  2. Материал изготовления;
  3. Рабочее давление и температура.

В централизованных системах отопления оптимальным вариантом является применение шаровых кранов. Вентили всех типов и узлы в таких системах постоянно забиваются грязью и отложениями – снижается их сечение, пропадает возможность герметичного закрытия для отключения.

В автономных системах можно использовать запорно-регулирующую арматуру всех видов. Материалом изделия лучше всего избрать латунь – она прочна, дешевле нержавеющей стали и бронзы. В плане удобства последующего отключения и отсоединения радиатора лучше использовать арматуру с разборным соединением – сгонами типа «американка».

Шаровые краны со сгоном американка

При приобретении арматуры следует обратить внимание на давление, указанное на корпусе изделия. Рабочая температура и область применения (отопление) указываются в паспортах на изделия. Обычные водопроводные краны не всегда могут быть использованы в системах отопления.

(Просмотров 138 , 3 сегодня)