Для многих автолюбителей гараж является вторым домом. В зимнее время для обеспечения комфортного пребывания в нем требуется отопление, желательно экономичное. Какие же способы отопления гаража существуют? В материале статьи мы рассмотрим наиболее рациональные возможности обогрева помещения для автомобиля.
Содержание
Виды отопления гаража
Сначала следует определиться – какой режим обогрева помещения планируется поддерживать. Это может быть постоянное поддержание положительной температуры или эпизодический быстрый нагрев.
К способам постоянного обогрева относятся:
- Водяное отопление от частного дома;
- Электрическое отопление гаража котлом, конвектором, масляным радиатором, теплыми полами;
Для непостоянного обогрева используют следующие методы:
- Электрическое отопление тепловентилятором;
- Обогрев тепловыми пушками, работающими на сжиженном газе или дизтопливе;
- Печное отопление.
По поводу установки газового котла и подключения к газовой магистрали не стоит заблуждаться – мероприятие это обойдется дорого. К тому же к помещениям, в которых устанавливаются газовые котлы, существует ряд строгих требований – наличие окна определенной площади и так далее. Согласовать проект газификации в газоснабжающей организации будет проблематично.
То же можно сказать и о подключении к сетям централизованного отопления. Для эксплуатации сетей требуется обязательный постоянный доступ к коммуникациям – владелец гаража не всегда это сможет обеспечить. Поэтому такое подключение не разрешат.
Постоянное отопление гаража
При расположении гаража на земельном участке оптимальным вариантом является подключение к системе отопления в жилом частном доме. Отопление в доме имеет постоянный режим работы вне зависимости от типа теплогенератора. В основном для отопления домов используются водяные схемы отопления.
Для реализации отопления гаража нужно будет выполнить следующие мероприятия:
- Установить в гараже приборы отопления;
- Проложить магистральные линии к системе отопления дома;
- Выполнить подключение радиаторов и врезку в отопительные трубопроводы жилого дома.
В качестве отопительных приборов применяются радиаторы из различных материалов, реже – конвекторы, иногда стальные регистры. Обвязку их следует выполнить с использованием запорной арматуры для возможности отключения.
Прокладку трубопроводов выполняют 2 способами – открытым и скрытым. В обоих случаях следует предусмотреть мероприятия по качественному утеплению трубопроводов.
В случае подземной прокладки магистраль можно проложить ниже точки промерзания грунта для данного региона – тогда тепловая изоляция не потребуется. При открытой прокладке необходимо предусмотреть возможность слива теплоносителя.
Подключение магистрали к обвязке котла обязательно выполняется с установкой арматуры для отключения. Также рекомендуется установить отдельный циркуляционный насос, так как контур отопления гаража зачастую имеет повышенное сопротивление из-за большой удаленности строения от дома.
Подключение к системе отопления дома является самым экономным вариантом, особенно если теплогенератором служит котел, работающий на природном газе. В случае электрического, твердотопливного, жидкотопливного котла подключение все равно довольно выгодно – не требуется приобретать новый котлоагрегат для гаража.
Вместо радиаторов (для экономии пространства) иногда в гаражах сооружают комплекс водяных теплых полов. В этом случае следует увеличить толщину бетонной стяжки над трубопроводами контуров в связи с повышенной весовой нагрузкой на пол от автомобиля.
Второй вариант постоянного обогрева гаража – электрическое отопление. Оно может быть организовано на базе электрического котла или отдельных отопительных приборов.
Систему с электрическим котлом сооружают по принципу водяного отопления, с установкой и обвязкой радиаторов. В качестве теплоносителя рекомендуется применить незамерзающую жидкость – антифриз.
Отопление котлом на электричестве – самый выгодный вариант среди всех методов обогрева электроэнергией. Это основано на том, что электрокотлы имеют очень высокий КПД – до 99 %.
Другой вариант электрического отопления – установка конвектора или масляного обогревателя (они, кстати, могут использоваться и для непостоянного обогрева).
Устройства эти потребляют несколько больше электричества по сравнению с котлом, зато затраты на них минимальны – стоят они намного дешевле котла и системы водяного отопления. Иногда, по аналогии с водяными, сооружают электрические теплые полы.
Часто пишут об использовании самого экономичного устройства среди электрообогревателей – инфракрасного излучателя – для отопления гаража. Да, устройство потребляет меньше электроэнергии – но имеет очень высокую стоимость. Использование его для гаража – вопрос финансовый.
Указанные способы постоянного отопления гаража являются наиболее безопасными – оборудование не имеет открытого пламени и не нагревается до высоких температур.
Непостоянное (эпизодическое) отопление гаража
Этот режим обогрева имеет свое преимущество – расход топлива значительно ниже, чем при постоянном отоплении. Реализуется непостоянное отопление устройствами с высокой скоростью нагрева:
- Тепловой электрический вентилятор;
- Тепловые дизельные и газовые пушки;
- Печи.
Использование тепловентиляторов – популярный вариант отопления гаража. Устройство обладает высокой скоростью нагрева, имеет небольшие размеры, обладает мобильностью.
Различают тепловентиляторы со спиралью накаливания, ТЭНом или керамическим нагревателем. Недостатком в работе устройства является осушение воздуха и шум вентилятора. Более подробно об устройстве и видах тепловентиляторов можно прочитать здесь.
Тепловые пушки, работающие на дизтопливе или от баллона со сжиженным газом, также обладают высокой скоростью нагрева воздуха в помещении. Недостатком их является необходимость сооружения металлических шкафов для хранения баллонов. К тому же хранение баллонов требует поддержания температуры в помещении.
Для отопления гаража обычно используются металлические печи, работающие на различных видах топлива – дровах, угле, брикетах, отработанном машинном масле. Бывают печи заводского изготовления и самодельные устройства. Кирпичные печи в гаражах практически не строят – они имеют слишком крупные габариты.
Заводские изделия производятся из чугуна и жаропрочной стали, самодельные сооружаются из листовой стали с помощью электросварки. Отопление печью имеет свои достоинства – прежде всего быстрый нагрев. Но недостатков гораздо больше:
- Высокая пожароопасность;
- Требуется сооружение дымохода;
- Необходима качественная вентиляция;
- Вероятность отравления угарным газом;
- Необходимость хранения запаса топлива.
Тем не менее, печи довольно популярны при обогреве гаража – это обусловлено невысокой стоимостью топлива.
Важным мероприятием при организации отопления гаража является сооружение качественной тепловой изоляции. Сейчас предлагается огромный выбор материалов для утепления – вспененный рулонный полиэтилен, плиты из пенополистирола и так далее. Затраты на утепление практически всегда окупают себя, ведь по статистике при использовании эффективной тепловой изоляции помещения расход топлива снижается на 40 – 50 %.
В статье рассмотрены наиболее популярные и реальные способы отопления гаража. Выбор варианта обогрева зависит от нескольких факторов – наличия стороннего источника тепла, режима работы отопления, финансовых возможностей. По совокупности показателей и принимается решение о способе отопления гаража.