Обвязка радиаторов отопления

Обвязка радиаторов отопления

Обвязка (подключение) радиаторов – важнейшая операция, выполняемая при сооружении новой или реконструкции существующей системы водяного отопления. От выбранной схемы обвязки во многом зависит эффективность работы отопительного прибора, удобство управления, возможность последующего отключения для проведения ремонта или промывки батареи. В материале данной статьи мы расскажем о существующих схемах подключения радиаторов отопления, оценим их достоинства и недостатки, дадим свои рекомендации по обвязке оборудования.

Способы подключения радиаторов отопления

Способы подключения радиаторов отопления

Радиаторы являются самым распространенным видом отопительных приборов в системах водяного отопления, как в централизованных, так и в автономных. Выбор способа и схемы обвязки зависит обычно от следующих факторов:

  1. Конструктивного исполнения радиатора;
  2. Взаимного расположения батареи и трубопроводов системы отопления;
  3. Эффективности схемы в плане реализации теплового потенциала устройства;
  4. Дизайнерских соображений – если есть желание максимально скрыть коммуникации подключения;
  5. Общей схемы системы отопления – однотрубной, двухтрубной или коллекторной;
  6. Выбранного типа запорно-регулирующей арматуры.

Наибольшее влияние на выбор схемы обвязки оказывает конструктивное исполнение радиатора – а именно наличие и расположение резьб для присоединения подводок. По этому признаку отопительные приборы радиаторного типа делятся на следующие виды:

  1. С резьбовыми отверстиями в торцах верхнего и нижнего коллекторов устройства – 4 боковых резьбы;
  2. Со специальными нижними резьбами (наружными или внутренними), расположенными на нижней части секций – справа, слева или по центру корпуса;
  3. С наличием обоих типов резьб – боковых и нижних.

Наибольшее распространение получили радиаторы отопления с боковыми резьбами – способ обвязки таких устройств часто называют боковым (по месту расположения резьб) или универсальным – потому что существует возможность выбора схемы обвязки. При наличии у модели только нижних резьб можно реализовать только одну схему обвязки, у радиаторов с обоими типами резьбы самый широкий выбор способов обвязки.

Схемы обвязки радиаторов с боковыми подводками имеют различную эффективность – об этом мы расскажем более подробно чуть ниже. При подключении подводок снизу между секциями, оснащенными резьбами, обычно устанавливаются специальные шайбы – это необходимо для нормальной циркуляции теплоносителя через батарею, а не прямого проброса из подающей подводки в обратную.

Если говорить о влиянии общей схемы системы отопления – то это утверждение в большей мере справедливо для однотрубного построения комплекса – важнейшим элементом обвязки здесь является байпас (перемычка). Радиаторы в однотрубных схемах подключаются через стандартную арматуру с монтажом байпаса, без него, с помощью специальных узлов (со встроенным байпасом или без него, с возможностью регулировки или без таковой).

Некоторое влияние на способ обвязки оказывает тип выбранной арматуры – кранов, вентилей, клапанов или узлов, с наличием или отсутствием сгона.

Схемы обвязки радиаторов с боковыми резьбами

Для обвязки батарей с боковыми резьбами обычно используются следующие схемы:

  1. Диагональная;
  2. Боковая односторонняя;
  3. Нижняя классическая (разносторонняя);
  4. Верхняя разносторонняя.

Указанные схемы имеют различную эффективность в реализации теплового потенциала радиатора. Наиболее эффективной считается диагональная обвязка – она способна реализовать до 100% КПД отопительного прибора.

Диагональное подключение радиатора
Диагональное подключение радиатора

Подключение прямой подводки здесь производится к одному из верхних резьбовых отверстий, обратной подводки – к нижнему резьбовому отверстию, расположенному на противоположной стороне батареи.

Боковая обвязка радиаторов реализует в среднем 95 – 97% потенциала батареи, причем чем больше число секций – тем ниже эффективность схемы.

Боковое подключение радиатора
Боковое подключение радиатора

Подключение подающей подводки здесь производится в верхнее отверстие, обратная подводка присоединяется к нижнему отверстию (на той же стороне радиатора).

Описанные диагональная и боковая схемы обвязки считаются классическими, но существуют и их обратные модификации – когда подача подключается к нижнему резьбовому отверстию, а обратка выходит из верхнего.  Такие схемы обычно реализуются либо из дизайнерских соображений, либо при определенном построении системы – а именно в том случае, когда стояки расположены вертикально и движение теплоносителя происходит снизу вверх. Следует отметить, что обратные схемы менее эффективны и реализуют всего около 70 – 80% возможностей отопительного прибора – это обусловлено внутренней гидравлической конфигурацией секций.

Нижнее подключение радиатора
Нижнее разностороннее подключение радиатора

Нижняя схема подключения имеет среднюю эффективность в диапазоне от 85 до 90% — подводки здесь подключаются к нижним противоположным отверстиям. Верхняя обвязка схожа по устройству с нижней – в этой схеме трубопроводы присоединяются к противоположным верхним резьбам, реализация КПД здесь составляет 80 – 85%.

Верхняя схема обвязки радиатора

Нижняя классическая и верхняя схемы имеют свои особенности. При нижнем подключении в верхней части устройства может скапливаться воздух – поэтому обязательно следует установить воздухоотводчик, при верхней обвязке в нижней части секции возможно накопление отложений, снижающих эффективность работы устройства.

Кроме указанных схем радиаторы с боковыми резьбами имеют еще один способ обвязки – с помощью специальных узлов, оснащенных удлиняющими зондами или без них.

Боковое подключение радиатора с помощью узла
Боковое подключение радиатора с помощью узла

Обычно они подключаются в нижнее отверстие батареи, зонд выполнен по схеме «труба в трубе» — одна трубка предназначена для прямого теплоносителя, вторая – для обратного. Судить об эффективности такого способа подключения сложно – потоки теплоносителя расположены очень близко и возможно их перемешивание.

Специальное нижнее и универсальное подключение

Специальное нижнее подключение батареи

Специальное нижнее подключение радиаторов осуществляется при наличии в конструкции батареи нижних резьб, расположенных на нижнем профиле устройства. Чаще всего эти резьбы расположены парой и имеют наружное исполнение, но имеются и модели с внутренними резьбами.

Для присоединения подводок здесь чаще всего используются специальные узлы подключения – в состав их конструкции входит 2 запорно-регулирующих устройства, в модификациях для однотрубных схем – байпас, с возможностью его регулирования или без таковой. Узлы подключения могут иметь прямую или угловую форму, исполнительными элементами устройств являются встроенные шаровые краны, ручные или термостатические клапаны (вторые – с возможностью установки термоголовки).

Вместо узлов подключения иногда используется стандартная арматура (для каждой подводки), имеющая соответствующий размер. Такое решение имеет свое достоинство – пара кранов обычно стоит дешевле дорогостоящего узла, кроме того – узлы плохо ремонтируются, при поломке устройства его обычно приходится менять – в случае использования отдельных запорных устройств ситуация упрощается (требуется заменить непосредственно вышедший из строя кран или клапан).

Универсальные радиаторы (по способу обвязки) оснащены всеми типами резьб – нижними и боковыми – здесь можно реализовать любой из вышеуказанных способов обвязки.

Обвязка радиаторов в однотрубной системе отопления

Обвязка радиатора в однотрубной системе отопления
Обвязка радиатора в однотрубной системе отопления (схема с байпасом)

Однотрубная схема построения больше всего распространена в многоэтажных жилых домах 70 – 90-х годов постройки, часто применяется и в частном секторе – при небольшом количестве радиаторов на одной ветке. Подключение отопительных приборов в этой схеме производится последовательно, чаще всего по боковой схеме (при вертикальной прокладке стояков).

Оптимальной схемой обвязки радиатора в однотрубной системе считается подключение батареи с байпасом (перемычкой). Она выполняется между подающей и обратной подводкой, обычно имеет диаметр на 1 типоразмер меньше, чем трубопроводы подключения. Перемычка может оснащаться регулирующей арматурой – но в многоэтажных домах это обычно запрещается.

Наличие байпаса улучшает общую работу системы – происходит выравнивание температуры на отопительных приборах, подключенных к одной ветке. Кроме того, байпас дает возможность отключения батареи – это особенно важно в системах централизованного отопления – ведь отключить устройство (если жарко, для ремонта или прочистки) здесь без привлечения специалистов управляющей компании практически невозможно, тем более такие операции не производятся в отопительном сезоне.

Кроме реализации общих схем обвязки (диагональной, боковой, нижней и верхней) в однотрубных системах для подключения батарей могут использоваться узлы, выполненные именно для однотрубной схемы.

Рекомендации по обвязке радиаторов

Рекомендации по обвязке радиаторов отопления

Основные рекомендации по обвязке радиаторов водяного отопления для удобства восприятия можно представить в виде списка:

  1. На каждый отопительный прибор рекомендуется устанавливать воздухоотводчик ручного или автоматического типа;
  2. На каждую подводку батареи следует устанавливать запорно-регулирующее устройство;
  3. Установку арматуры на подводки лучше всего производить с организацией разборного соединения;
  4. Герметизацию резьбовых соединений рекомендуется выполнять современными качественными материалами.

Установка воздухоотводчика – обязательное мероприятие, необходимое для нормальной работы батареи в системе отопления любого типа – автономного или централизованного. Конфигурация радиаторов такова, что воздух часто задерживается внутри секций, особенно при нижней классической обвязке – чтобы стравить его без отключения батареи и потребуется воздухоотводчик. Наибольшей популярностью пользуются ручные воздухоотводящие устройства (обычно это кран Маевского), несколько реже устанавливаются автоматические изделия – они крупнее размером и больше подвержены поломкам.

Установка арматуры на каждую подводку дает возможность отключения отопительного прибора без остановки системы отопления. Наличие резьбового разборного соединения (обычно это сгон типа Американка) значительно облегчает демонтаж батареи – достаточно лишь перекрыть арматуру и отвернуть накидную гайку сгона, завернутого в резьбовое отверстие радиатора. Узлы подключения радиаторов для организации разборного соединения обычно оснащаются накидными гайками.

Наличие разборного соединения больше всего актуально для центрального отопления – отключение батареи можно провести без привлечения работников УК. Здесь следует отметить, что отключение радиатора в центральном отоплении можно произвести при двухтрубном построении системы или наличии байпаса при однотрубном устройстве комплекса.

(Просмотров 135 , 1 сегодня)